16 03 / 2020

Режиссер Иван И. Твердовский встретился со зрителями VOKA Smartfilm

Режиссер Иван И. Твердовский встретился со зрителями VOKA Smartfilm

12 марта в кинотеатре VOKA Cinema в рамках фестиваля мобильного кино VOKA Smartfilm прошла творческая встреча с российским режиссером и сценаристом Иваном И. Твердовским.


Один из самых ярких молодых авторов российского фестивального кино («Класс коррекции», «Зоология») приехал в Минск поговорить со зрителями о современном искусстве и табуированных темах. На примере собственных фильмов режиссер рассказал об ориентирах в профессии, а после встречи представил свою последнюю картину «Подбросы».

Что снимать?

– В выборе темы всегда отталкиваюсь от себя. Что-то происходит, я попадаю в ситуацию или историю, мимо которой не могу пройти, – и мне важно оценить свой опыт. Например, картина «Подбросы» вплотную связана с темой коррупции. Четыре с половиной года мы снимали большой документальный проект про российскую полицию. Во время съемок мы столкнулись с тем, что на каждом этапе – от обычного постового полицейского до руководителя ГИБДД – все решается исключительно за счет денег. Закон не работает. Четыре года мы слышали: «Принесите столько-то – разрешим снимать вам там-то».

Один наш герой использовал подростков, чтобы подбрасывать их под машины, инсценировать мелкие ДТП и вымогать деньги. Задача художника и вообще автора – пойти в своих наблюдениях и размышлениях на глубину, докапываться до илистого дна там, где ты не чувствуешь границ. Я увидел в ситуации с подбросами метафору того, что происходит со всеми нами, и использовал в сценарии для игрового фильма, потому что понимал невозможность высказаться в документальном материале.

Какие темы в кино под запретом?

– Сейчас я заканчиваю картину, действие которой связано с событиями в театральном центре на Дубровке. Оказалось, что тема абсолютно табуированная. Ни один из крупных российских продюсеров не поддержал эту историю. Я собрал молодую команду продюсеров, которые вложили частные деньги, потому что ни один государственный фонд не пошел нам навстречу. Хотя мы сто раз проговаривали, что это будет история не про «Норд-Ост», а про женщину-монахиню 17 лет спустя.

Я несколько раз пытался войти в этот материал. Все-таки события на Дубровке – самое страшное, что происходило в моем родном городе, практически рядом с моим домом. Браться за такой материал, пока учишься в институте и особо ничего не умеешь, – рисковать выставить себя идиотом. Я смог подойти к этой теме только сейчас.

Моей задачей было не реконструировать события захвата театрального центра, а делать личную историю про людей, которые все это через себя пропустили. Прошло много лет, а я вижу тех, кто все еще не может прийти в себя. Они одеваются так же, как в 2002 году, слушают ту же музыку, которую слушали тогда. Не ходят в кино и в театр. Живут в своей реальности. И для меня важно не то, получится фильм или не получится, понравится он или не понравится. Мне кажется, что лучше сказать об этом хоть как-то, чем просто забыть, промолчать и сделать вид, что ничего не было. Занимаясь кино и другим современным искусством, мы должны переосмысливать события и время, говорить о людях, которые живут рядом.

На что снимать?

– Когда я учился и впервые знакомился с кино как с профессией, у нас еще не было телефонов с камерами. Поэтому мои первые работы снимались обычной ручной камерой. Думаю, если бы в то время были классные мобильные телефоны, как сейчас, то я снимал бы классным мобильным телефоном. Любая камера – просто инструмент. Когда ты делаешь первые шаги, вообще не важно, на что ты снимаешь.

Документальное или игровое?

– Это вечный разговор. Кинематограф появился как документальный – выход рабочих с фабрики, прибытие поезда и все прочее. С тех пор и повелось, что документальное кино задает тренды, которые все остальные жанры кинематографа подхватывают. Конечно, документалистика ближе к насущным социальным вопросам. В любое время, мне кажется, такое кино интереснее, чем художественное, потому что говорит о нас больше, чем игровой кинематограф.

Я вырос в семье документалиста (Ивана Сергеевича Твердовского) и учился в мастерской (экспериментальная мастерская режиссуры под руководством Алексея Учителя во ВГИКе), где преподавалось документальное кино. Сначала мне хотелось делать только его, но в какой-то момент я понял: больше не хочу. Поэтому сейчас полностью выпал из контекста документального кино. Это связано исключительно с моим настроем и сегодняшним подходом к жанру. Каждый выбирает сам.


Коммерция или искусство?

– Можно по-разному относиться к моим фильмам, но для меня кинематограф очень четко разделяется. Есть коммерческая индустрия, а есть кино авторское, содержательное, когда мы в своей душе чем-то занимаемся. Может, кому-то кажется слишком громким называть фильм картиной, а режиссера – художником или автором, но для меня это верный путь. Когда мы говорим про актуальный кинематограф, мы говорим про современное искусство.

Почему важно участвовать в фестивалях?

– Любой фестиваль дает не только возможность продвижения одной картины, но и инструменты, которые можно использовать в своем дальнейшем творчестве. Соответственно, если вы видите, что фестиваль поможет вам в чем-то конкретном, то, безусловно, нужно участвовать и не бояться, что ты попадаешь в конкурс и оцениваешься вместе с другими.

У жюри есть взгляд на все, что происходит, и, как правило, он не совпадает с вашим. Этого тоже не нужно бояться. Не страшно не победить или не попасть в шорт-лист. Самый известный пример тому – Каннский фестиваль, за громкими именами которого стоят большие компании, дистрибьюторы, продюсеры. Но просто участие в конкурсе Каннах уже в принципе означает больше, чем победа на многих других фестивалях. Поэтому к вопросу участия надо очень прагматично подходить: что я хочу получить в результате показа своей картины на таком-то фестивале? И – действовать!


Другие новости →
17 апреля 2020 ​Гран-при фестиваля VOKA Smartfilm получил белорусский фильм «86»

Международный фестиваль мобильного кино VOKA Smartfilm назвал победителей девятого сезона. Их имена были объявлены в прямом эфире 16 апреля во время церемонии закрытия, которая в этом году впервые была организована в онлайн-формате.

15 апреля 2020 Названы фильмы-участники шорт-листа фестиваля VOKA Smartfilm

Жюри Девятого международного фестиваля мобильного кино VOKA Smartfilm определило претендентов на победу. В шорт-лист «Сезона (не)обычных историй» вошли 10 работ. Имена обладателей Гран-при и призовых мест станут известны 16 апреля.

26 марта 2020 Прием работ VOKA Smartfilm завершен, начинается народное голосование

Приближается финал девятого Международного фестиваля мобильного кино VOKA Smartfilm: 21 марта завершился прием конкурсных работ. Победителя будет определять профессиональное жюри. Параллельно с ним свой выбор сделает жюри народное. Пройти отбор в его состав можно с 6 апреля на сайте smartfilm.by.