02 03 / 2020

Режиссер Борис Гуц встретился с минчанами и представил новый фильм, снятый на смартфон

27 февраля в кинотеатре VOKA Cinema в рамках фестиваля мобильного кино VOKA Smartfilm прошла творческая встреча с Борисом Гуцем. Московский режиссер, сценарист, продюсер, монтажер, автор «Фагота» – первого в России фильма, снятого на смартфон, – приехал в Минск, чтобы представить свою новую картину «Смерть нам к лицу». Перед показом он поговорил со зрителями и ответил на их вопросы о том, как строить карьеру в кино.

Хочу снять фильм: с чего надо начать?

– С идеи. Я банальные вещи говорю, но это так. Есть такая проверенная истина: если вы хотите когда-нибудь снять полный метр, вам придется написать минимум десять сценариев, выкинуть их в топку – и с одиннадцатого у вас что-то начнет получаться. Сначала это сказал мне один продюсер. Я прочитал, что так было у Френка Дарабонта – автора популярных фильмов «Зеленая миля», «Побег из Шоушенка». А потом испытал это на себе. То же самое с короткометражными фильмами или блогами: нужно придумать 10-20-30 плохих идей, чтобы пришла одна хорошая. Так получилось, что «Смерть нам к лицу» – одиннадцатый сценарий. Но сразу после ВГИКа я долго вообще не мог понять, как написать полный метр. И потом мне пришла гениальная, как мне тогда казалось, идея – сделать оммаж фильму Георгия Данелии «Осенний марафон» и рассказать похожую историю. Я писал месяца три-четыре и плакал от того, как это гениально, отослал своим знакомым звездам. И через год, когда сам перечитал тот ужасный сценарий, был очень благодарен им за тактичные ответы. Мне было так стыдно! Но вместо того, чтобы опустить руки, я написал еще один.

Как понять, получается или нет?

– У меня условно 11 сценариев. Из них снято три. Потому что иногда ты дописываешь и понимаешь, что изначально идея была не очень. А переписывать по 10-20 драфтов заново – терять время. Просто примите это: получился плохой сценарий. Вы не зря потратили месяц, два, год на сценарий – вы учились. Никто не научит вас лучше, чем вы сами, ваш труд и личный опыт. Вы можете посмотреть миллионы фильмов, прочитать десятки книг по драматургии, но написать ничего не получится. Как только начнете снимать на камеру, поймете все о свете об объективах. Как только начнете писать, увидите, как работает трехактная структура или диалоги. Сидеть и глубокомысленно рассуждать о плохом и хорошем кино – это удел BadComedian. А если хотите снимать сами, то нужно пытаться делать свое. Любой отрицательный опыт – уже опыт. В каждом вашем плохом сценарии будет что-то хорошее – деталь, диалог, персонаж…

Насколько важно профессиональное образование?

– Я сам получил специальное образование в 32 года, но до этого я девять лет работал на телевидении и обучался всему – монтажу, съемке. В киновузе мне прививали вкус и учили киноязыку. Каждую неделю я снимал что-то, что потом можно спокойно стереть с жесткого диска, но это помогало набивать шишки. В мастерской с тобой учится 10-15 человек – и все такие, как ты, или даже талантливее. Они обсуждают работы, а ты начинаешь завидовать, что у кого-то получается лучше. Этот процесс важно пережить с другими людьми. Когда ты сам по себе варишься, что-то снимаешь, то тебе никто не может указать твои ошибки, кроме диванных комментаторов в интернете. Хотя, конечно, есть талантливые люди-самоучки, которые снимают первую работу, и она выстреливает.

Как найти бюджет для фильма и каким он должен быть?

– Когда начинаете создавать смету любого своего проекта, вы должны исходить из того, сколько денег у вас есть. Я не знаю, как в Беларуси, но в России есть понятие финансирования дебютных фильмов: человек выходит из ВГИКа и считает, что ему все должны, потому что на дебют выделяются невозвратные деньги – 25 миллионов российских рублей. И считается, что снимать дешевле нельзя. Поэтому многие начинают писать сценарии и делать сметы, исходя из этих 25 миллионов. Но это не мой случай и в идеале вообще ничей. Если у вас есть 10 тысяч белорусских рублей – отлично, 10 тысяч российских рублей – тоже хорошо. Разные цифры – разные возможности. Первый свой фильм я снял за миллион, половину этих денег вложил сам – брал кредиты. Второй фильм был снят за 600 тысяч рублей. «Смерть нам к лицу» – это первый фильм, в который я не вкладывал свои деньги. Официальная цифра затрат по нему – 6 миллионов рублей, но на самом деле было меньше, просто много денег ушло на продвижение. Но мы в итоге все окупили, причем не прокатом, а тем, что продали фильм в онлайн. В России онлайн-платформы уже готовы не только платить за готовый продукт, но и давать деньги на производство. Еще лет пять назад было невозможно такое представить. Сейчас это открытые двери для всех, у кого есть идеи.


На что снимать: на большую камеру или на смартфон?

– То, что фильм «Смерть нам к лицу» снят на айфон, – не самое важное в нем. Это в первую очередь история любви двух молодых людей: она умирает, а он не хочет этого и просто делает все, что может. А смартфон – всего лишь один из инструментов для кино. Если можно снимать на большую камеру, нужно снимать на нее, но тут просто так не получилось бы. Как и в «Фаготе» – там история рассказывается от первого лица.

Если фильм не признан, лучше бросить кино?

– На свой первый фестиваль я поехал в 2002 году. Мне было 22 года. Сейчас мне 39. Вот за эти 17 лет я ни разу не получал главного приза на фестивалях. Но в августе 2019 года нам дали за «Смерть нам к лицу» главный приз в Выборге, а «Окно в Европу» – второй крупнейший фестиваль в России. И это было действительно неожиданно. Приятно и важно. Но на самом деле такие вещи никак не влияют на судьбу фильма, на ваш карман или на количество предложений о работе. Я считаю, что кино нужно заниматься по двум причинам: если ты от этого ловишь дичайший кайф и просто не можешь этим не заниматься. Вот ты работаешь в офисе или на заводе, а тебе каждый день приходят какие-то идеи, ты видишь кадры, замечаешь каких-то смешных и интересных людей в кафе, хочешь про них снять фильм – вот тогда ты должен снимать.

Другие новости →
17 апреля 2020 ​Гран-при фестиваля VOKA Smartfilm получил белорусский фильм «86»

Международный фестиваль мобильного кино VOKA Smartfilm назвал победителей девятого сезона. Их имена были объявлены в прямом эфире 16 апреля во время церемонии закрытия, которая в этом году впервые была организована в онлайн-формате.

15 апреля 2020 Названы фильмы-участники шорт-листа фестиваля VOKA Smartfilm

Жюри Девятого международного фестиваля мобильного кино VOKA Smartfilm определило претендентов на победу. В шорт-лист «Сезона (не)обычных историй» вошли 10 работ. Имена обладателей Гран-при и призовых мест станут известны 16 апреля.

26 марта 2020 Прием работ VOKA Smartfilm завершен, начинается народное голосование

Приближается финал девятого Международного фестиваля мобильного кино VOKA Smartfilm: 21 марта завершился прием конкурсных работ. Победителя будет определять профессиональное жюри. Параллельно с ним свой выбор сделает жюри народное. Пройти отбор в его состав можно с 6 апреля на сайте smartfilm.by.