22 12 / 2016

Третий мастер-класс velcom Smartfilm: «Критик – это всегда дистанция»

Кинокритика – способ самовыражения и рефлексии, который отображается в литературном тексте. Это отдельный вид творчества, где, как и на любой другой творческой стезе, многое зависит от таланта. Так в двух словах описывают свое ремесло киноаналитик Максим Жбанков и кинокритик Антон Сидоренко. «Кинокритик – это «плохой мальчик» кинопроцесса, – уверен Максим Жбанков, – Эдакий циничный парень, который всем говорит правду». По мнению киноаналитика, критик всегда ответственен за свои слова перед читателями и зрителями, но его главный судья – это собственная совесть, и главное обязательство кинокритик несет перед своей честью. Критик не должен быть комфортным и удобным для всех и каждого – он должен быть честным перед собой. Антон Сидоренко соглашается с коллегой и добавляет, что самое ценное у критика – это его репутация.


Именитый российский кинообозреватель Антон Долин заметил, что сегодня кинокритика обретает новые формы. Лекции, блоги, социальные сети образовывают огромное многоголосье. Однако несмотря на то, что найти площадку по душе для выражения собственного мнения сегодня не составит труда, все же существует определенная разница между просто увлеченным зрителем или киноманом и профессиональным кинокритиком. Зритель, придя в кинотеатр на фильм, который ему не нравится, волен уйти из зала, уютно уснуть или обругать режиссера и его ленту. В то время как кинокритик получает зарплату за то, что смотрит определенный фильм и затем анализирует свои ощущения и эмоции, чтобы понять их. А затем найти слова для коммуникации.


Кому же в первую очередь служит кинокритика? Кому она нужнее? Антон Долин пишет рецензии исключительно для зрителя и никогда – для автора фильма. Эксперт уверен, что автор и зритель – по разные стороны баррикад, ведь первому нужно завлечь в кинотеатр на свое детище как можно больше людей, а второй хочет смотреть только то, что будет ему нравиться. Тексты и выступления Долина служат тому, чтобы посоветовать зрителю идти на фильм или наоборот, отговорить. «Я – адвокат зрителя, я работаю на него», – резюмировал Антон Долин.


Как должны выстраиваться взаимоотношения кинокритика и автора? «Идеальная ситуация – не быть знакомым с автором фильма, – уверен Антон Долин. – Но у меня так не выходит в силу моей некоторой медийности, хотя мои коллеги в основном пользуются правом анонимности».

По словам Антона Сидоренко, в такой небольшой по меркам киноиндустрии стране, как Беларусь, тяжело дистанцироваться от авторов. Да и, возможно, ни к чему. Ведь вовлеченность в процесс создания того или иного фильма, вращение в этих кругах может давать и некоторые бонусы. По мнению Антона Сидоренко, если иметь инсайдерскую информацию, знать, какую идею изначально хотел вложить автор в фильм, можно привнести в текст рецензии свежесть и уникальность, привлечь читателя, ведь это также журналистский текст, который во многом живет по законам этого жанра.


Максим Жбанков не согласился со своим коллегой. Киноаналитик считает, что опасно быть слишком вовлеченным в этот процесс. «Когда ты внутри, ты не можешь быть экспертом, ведь эксперт – это всегда дистанция», – аргументировал Максим Жбанков.


Максим Жбанков уверен, что грамотный автор всегда поймет грамотного критика и примет к сведению его посылы. «Но у нас в стране принято обижаться на критику», – посетовал культуролог. Однако это неправильно, ведь в конечном счете и критик, и режиссер нацелены на то, чтобы сделать кинематограф лучше. «Нам нечего делить», –уверен Максим Жбанков.

Антон Сидоренко признался, что старается поменьше ругать белорусское кино, потому что находится внутри – страны и отечественного кинематографа – и пытается смотреть на кино со стороны автора и учиться понимать его. И добавил, что ориентирован только на поддержку белорусского кино». Максим Жбанков парировал: «Любить автора можно по-разному. Например, говорить ему: «Знаешь, со стороны это выглядит вот так». По мнению Максима Жбанкова, критика идет лишь на пользу авторам, ведь это очень важный навык – уметь держать удар. «Губит отнюдь не критика, а наоборот – тотальное взаимное обожание».


Как соотносятся кассовые сборы с кинокритикой? Антон Долин уверен, что практически никак. Кинокритика может влиять лишь на сборы небольших, малоизвестных фильмов. Но ведь о сборах таких фильмов никто всерьез не говорит – суммы совсем мизерные. И ценность таких картин отнюдь не в этом.

Авторское кино нуждается в поддержке кинокритиков, уверен специальный гость фестиваля мобильного кино velcom Smartfilm. Ведь оно еще несформировавшееся. «Людям, которые создают мобильное кино необходим фидбек, анализ, чтобы они могли выработать оптимальную форму», – сказал Антон Долин.

Кинообозреватель Антон Долин отметил, что ему важно получать отклик своих читателей и зрителей и он не прочь в конструктивном споре обсудить свои рецензии и кино. Негативный фидбек в большом объеме кинокритик получает крайне редко. Как он сам признается, в основном его суждения о кино «совпадают» со зрительскими. «Я – Капитан Очевидность российской кинокритики, и иногда меня это даже пугает», – признался Долин.


Кинокритика всегда субъективна. Не бывает объективных рецензий – в этом сходятся все кинокритики. Но есть вещи, которые, по мнению Максима Жбанкова, сами по себе объективны и являются критерием оценки фильма, такие как внутренняя ценность ленты, гармоничность, завершенность структуры, а также техническая составляющая фильма (операторская работа, цвет, монтаж и т.д.). Тем не менее, конечный результат – рецензия – всегда субъективен.

Кино, сделанное с любовью, всегда вызывает ответную любовь. Оно буквально прошибает, как током. «Все начинается с этого удара, – говорит Максим Жбанков о критериях оценки кино. – И только потом ты вспоминаешь, что являешься кинокритиком, и начинаешь анализировать: как это работает? Либо обратная ситуация: почему не работает? Почему не впечатляет? Я должен объяснить свои чувства самому себе – тогда я смогу найти слова, чтобы объяснить это и зрителю».

Каждый фильм имеет свою отмычку, уверен Антон Долин. Российский кинокритик порассуждал на тему создания смысла я в кино и концепции «смерти автора»: когда автор закончил свое творение, он «умирает» – дальше оно живет без него, принадлежит аудитории. Кинокритики и зрители анализируют то или иное произведение и могут найти нечто свое, дополнительное в фильме. И это тоже плоскость взаимоотношений автора и кинокритика.


По мнению Долина, нет ничего постыдного в том, что зритель не понимает тот или иной фильм. Потому что кино – это искусство, и постичь его невозможно. «Либо ты испытываешь чувства, глядя на произведение искусства, либо нет. А понимать можно теорию в физике, но никак не искусство». Однако кинокритик считает далеко не всякое кино искусством. И даже отказывает в этом многим голливудским картинам. По его словам, картина становится искусством, когда она активна, когда есть коммуникация. Так, над фильмами Андрея Тарковского вот уже много лет бьются и дискутируют как зрители, так и критики. Это говорит о том, что продолжается коммуникация. А многие голливудские массовые фильмы зачастую пассивны и используют «готовые рецепты». Они просто имитируют диалог. «Разумеется, в эту категорию я не включаю кино Джеймса Кэмерона, Кристофера Нолана, Квентина Тарантино и некоторых других – это шедевры, произведения искусства».

Завершая мастер-класс, специальный гость назвал лучшие, по его мнению, иностранный и российский фильмы уходящего года. Это «Патерсон» Джима Джармуша и «Дуэлянт» Алексея Мизгирева.


«Кино не может изменить мир, но фильм может изменить человека», – уверен Антон Долин.

В рамках третьего мастер-класса velcom Smartfilm также состоялась презентация первого в Беларуси профессионального музыкального клипа, снятого на мобильный телефон Samsung Galaxy S7, – «Не мой дождь» группы J:МОРС.


В центре сюжета – вечная история взаимоотношений парня и девушки, но снятая в неординарном ключе. Фронтмен группы J: МОРС Владимир Пугач признался, что для него главное в сценарии клипа – чтобы настроение песни и клипа совпадали. «Песня «Не мой дождь – трогательная, и клип получился таким же», – отметил артист.

Однако мало кто соглашается верить, что видео полностью снято на мобильный телефон. «Для нас это своего рода эксперимент, и довольно удачный», – сказал режиссер ролика Макс Сирый.


Оператор клипа Артем Якимов признался, что дополнительных усилий такой вид съемки практически не требует, а световому оборудованию уделяется ровно столько же внимания, как и в съемке традиционного видео.


Другие новости →
5 января 2017 Сформирован шорт-лист фестиваля

Определились главные претенденты на победу в Международном фестивале мобильного кино velcom Smartfilm. Члены жюри сформировали шорт-лист из 12 работ, 4 из которых сняты белорусскими авторами.

28 декабря 2016 От Японии до Норвегии: на фестиваль velcom Smartfilm подано 273 работы из 48 стран

26 декабря завершился прием заявок на участие в конкурсе шестого международного фестиваля мобильного кино velcom Smartfilm. За Гран-при будут соревноваться 273 работы из 48 стран – в том числе США, Индии, Испании, Франции, Норвегии, Китая, Японии, Египта.

22 декабря 2016 Обзор кинофестивалей мобильного кино

Вы чувствуете, что сняли киношедевр, и теперь озадачены тем, как донести его людям? Зачастую это не менее важное и хлопотное занятие, чем создание самого фильма.