15 12 / 2016

7 операторских приемов для мобильного кино

Бывает, вся творческая группа горит фильмом, сами съемки превращаются в увлекательный процесс. А на экране смотреть полученный результат не только не интересно, но и тяжело, дискомфортно. Во многом это вина оператора. Мы решили дать 7 советов начинающему оператору, который не хочет, чтобы его освистали зрители.

1. Мельтешение камеры

Следите за тем, чтобы изображение не кренило в стороны, вертикальные объекты и горизонт не должны быть завалены. Нестабильность изображения и частые повороты – одна из главных проблем любительского видео. Из-за этого зритель испытывает дискомфорт. Лучший способ от него избавиться – штатив. А если его нет, то монопод: он достаточно легкий, мобильный. Если же нет ни того ни другого, держите мобильный телефон двумя руками, прижмите локти к телу и избегайте наклонов в разные стороны. Помните, при съемке на большом увеличении дрожание усиливается.

2. Композиция

Попробуйте остановить хороший фильм, нажав на паузу, и рассмотреть картинку. Практически всегда она будет как снимок: самодостаточна и красива. Кроме вкуса оператора и его чувства прекрасного, существует совершенно рациональный закон построения кадра – назовем его «правило третей». По сути это упрощенный вариант правила золотого сечения.

Если снимаем поле с дальнего плана, линия горизонта должна проходить не посередине кадра, а в верхней или нижней 1/3 его части. При съемке лица человека линия третей должна проходить в области глаз. И так далее. Соблюдать правило третей во время видеосъемки сложно, потому что герои двигаются, но стремиться к нему нужно.

3. «Мусору» в кадре – нет!

Всех операторов обычно учат тому, что должен быть передний план и что насыщенная деталями картинка украсит фильм. Но очень важно не переусердствовать! Ваш актер не должен выглядеть партизаном, крадущимся по кустам. Выстраивая композицию, избегайте неряшливости: в кадр не должно попадать то, что не имеет отношения к развитию сюжета.

4. Коней на переправе не меняют

Часто бывает, что во время дубля на оператора нисходит озарение: ему срочно нужно поправить свет или вообще изменить мизансцену. Такие «муки творчества» хороши лишь в самом начале съемок сцены. Потому что при монтаже в отснятом до этого материале может «выплыть» разное освещение, расположение предметов и даже количество актеров. Зрители очень любят находить такие ляпы – но чести режиссеру они не делают.

5. «Экономия пленки»

Иногда у операторов возникает синдром «экономии пленки». Не надо жалеть пару секунд и оставлять рваный код: во время монтажа режиссер не раз вспомнит вас тихим недобрым словом.

6. «Фотообои»

Иногда серьезным испытанием для оператора (в психологическом смысле, конечно) становятся естественные рамки в кадре. Например, два дерева, дверной проем или окно. И он аккуратно вписывает кадр в эти рамки. Получается что-то вроде фотообоев. Так в шутку рисуют на стене ложные двери или фальшивые окна. Эту дурную привычку нужно выкорчевывать в себе безо всякого сожаления. Ищите нестандартный ракурс.

7. Выбор ракурса

Не стоит снимать все время с уровня плеч. Опустите мобильный телефон, направив видоискатель вверх, или попробуйте поснимать сверху вниз, встав на стул, поднявшись на лестницу. Кадр может получиться гораздо интересней.

Мы верим в ваш острый глаз и золотые руки!

velcom Smartfilm ждет ваши работы!

Другие новости →
20 января 2017 Поздравляем победителей шестого фестиваля velcom Smartfilm!

Победители 6-го Международного фестиваля мобильного кино velcom Smartfilm определены!

20 января 2017 velcom Smartfilm подвел итоги и поделился рекордами

19 января состоялась церемония закрытия 6-го фестиваля мобильного кино velcom Smartfilm.

5 января 2017 Сформирован шорт-лист фестиваля

Определились главные претенденты на победу в Международном фестивале мобильного кино velcom Smartfilm. Члены жюри сформировали шорт-лист из 12 работ, 4 из которых сняты белорусскими авторами.