12 12 / 2016

Cinema Weekend от velcom Smartfilm: киномарафон длиной 10 часов

Мастер-классы, посвященные тем или иным аспектам создания кино в целом и мобильного в частности, уже традиционно становятся частью фестиваля velcom Smartfilm. Но в нынешнем году эта идея была реализована в невиданных прежде масштабах: в дополнение к трем традиционным обучающим мероприятиям Cinema Weekend предложил участникам 10 часов киноинтенсива в режиме нон-стоп. Это время было заполнено не только мастер-классами от профессионалов в своих областях – сценаристов, актеров, режиссеров, звукорежиссеров, продюсеров, – но также специальными кинопоказами, обсуждениями и даже играми для самых азартных поклонников киноискусства.


Основные мероприятия Cinema Weekend были распределены по трем залам кинотеатра Falcon Club – в соответствии с их направленностью: Make Cinema, Think Cinema и Cinema Online.

Первый зал – Make Cinema – собрал всех, кому по роду занятий или увлечений интересен процесс создания кино – от написания сценария до работы со звуком и от актерской игры до монтажа готового произведения.

Открыл программу мастер-класс сценариста Александра Тыкуна (белорусским и российским зрителям он известен работой над сериалами «Солдаты», «Ускоренная помощь», «Молодежка» и другими не менее удачными проектами). Из чего рождаются идеи для будущего сценария? Может ли одна пришедшая в голову яркая сцена стать основой для целой истории? Что важнее для кино – правда или правдоподобие? Где заканчивается вкусовщина и начинается конструктивная критика? Эти вопросы Александр обсуждал с аудиторией.


Не были обойдены вниманием и особенности создания мобильного кино. По мнению Александра Тыкуна, оно может стать хорошим инструментом для развития навыков написания сценария, умения передавать самое важное буквально несколькими яркими штрихами: ограниченный хронометраж и технические особенности съемки на смартфон делают залогом успешного ролика именно драматургические приемы. Без яркой драматургии, убедительного героя, которому зритель поверит, логичной компоновки сцен и продуманных поворотов сюжета в каждой из них лучшее, что может получиться, – просто красивая картинка.

В заключение Александр дал будущим профессионалам два главных совета от профессионала настоящего:

– Смотрите много разного кино, но не с попкорном, а с анализом. И творите – но не с «линейкой», а как видите и умеете. Различные инструменты и приемы найдут себе применение на этапе анализа уже написанного сценария и помогут приблизить его к идеалу.


Затем сценарное мастерство сменилось актерским: актер Национального академического драматического театра им. М. Горького и руководитель Минской школы-студии драматического искусства Олег Коц посвящал участников своего мастер-класса в тонкости работы актера в кадре, а актеры театра и кино Павел Навроцкий и Валентин Шляхтичев продолжили эту тему мастер-классом «Техника работы актера в кино и театре».

Затем одна из лучших белорусских звукорежиссеров Светлана Сокол рассказывала о звуковых приемах и их необходимости. Задача хорошего звукорежиссера, по ее словам, – создать мир звуков из тишины. Она напомнила о том, что звук в кино – отнюдь не вспомогательный инструмент, а мощное средство воздействия на зрителя: с его помощью можно как расширить границы кадра, так и сузить весь мир до одного-единственного шума, что бы при этом ни происходило на экране.


Светлана убеждала даже начинающих звукорежиссеров не идти по легкому пути и не лениться каждый раз записывать необходимые звуки и шумы заново для каждого своего проекта: «Когда сотый раз слышишь в очередном фильме одну и ту же хлопающую дверь или один и тот же звук шагов (причем почему-то только левой ноги) – это уже не смешно». И – не забывать про процесс, который Светлана обозначила метким словом shit-контроль: всегда помнить о том, что вашу работу могут и будут смотреть не только в кино, но и дома, с помощью обычных «пластмассовых» колонок, и проверять, как будет звучать готовый фильм на непрофессиональном оборудовании.

Работу первого зала завершили мастер-классы по «техническим» дисциплинам: арт-директор школы дизайна «Руки» Дмитрий Шелепнев рассказал о том, какие кадры лучше использовать в кино, в motion-дизайне, в рекламе, а продюссер и режиссер монтажа Андрей Новицкий остановился на основных этапах кинопроизводства: от подготовительного до монтажно-тонировочного.


Пока в первом зале разбирали по полочкам азы и нюансы создания кино, во втором зале – Think Cinema – его смотрели, обсуждали и анализировали. Программа началась с просмотра работ молодых, но уже успевших получить свою долю признания на различных кинофестивалях режиссеров: «Под кронами деревьев» Игната Качана, «Двадцатьшестнадцать» Андрея Кривецкого и Дмитрия Рачковского и «Одной крови» Митрия Семенова-Алейникова (эта работа, напомним, получила 12 различных наград более чем 50 международных кинофестивалей).

Затем в качестве обмена опытом зрителям была предложена программа лучших работ Международного фестиваля короткометражных фильмов Kinocmena, представленная его организатором – белорусским режиссером, сценаристом, монтажером, актером Игорем Осмоловским. По его мнению, ценность Cinema Weekend для всех участников – и простых зрителей, и молодых режиссеров – переоценить сложно:

Зрители получают удовольствие от хороших фильмов, а режиссеры могут увидеть и оценить лучшее из того, что снимается сегодня. А если, как в случае с фестивалем Kinosmena, на попадание той или иной работы в программу влияют также и результаты зрительского отбора, это дает представление о том, что сегодня интересно аудитории. И начинающим режиссерам которые и являются основными участниками и velcom Smartfilm, эта информация, я думаю, крайне полезна.


Вторая часть программы была посвящена работам уже состоявшихся мастеров экрана. Зрители смогли увидеть сразу два фильма-сенсации крупнейших европейских кинофестивалей 2016 года: нашумевший фильм режиссера Марин Аде «Тони Эрдманн» и «Неизвестную» двукратных обладателей «Золотой пальмовой ветви» братьев Дарденнов.

Представляя картину «Тони Эрдманн» на Cinema Weekend член жюри velcom Smartfilm, программный директор «Лістапада» спрогнозировал победу немецкого фильма на церемонии вручения наград Европейской киноакадемии, которая состоялась вечером 10 декабря во Вроцлаве. И оказался абсолютно прав: пронзительная картина Марин Аде удостоилась звания лучшего европейского фильма года и победила еще в 4 престижных номинациях. А после показа фильма «Неизвестная» у зрителей была возможность обсудить его с другим участником жюри velcom Smartfilm киноведом и кинокритиком Антоном Сидоренко.

К сожалению, известный российский режиссер Юрий Быков по семейным обстоятельствам не смог приехать в Минск и выступить на Cinema Weekend. Организаторы планируют провести встречу с Юрием в другой день, а у всех зарегистрировавшихся на его лекцию на Cinema Weekend будет возможность посетить мероприятие.


Третий зал – Cinema-Online – собрал любителей технологических новинок и онлайн-формата. Именно здесь свой мастер класс по VR созданию виртуальной реальности представила компания Samsung участием команды Feeling Films – одного из лидеров в развитии видео в формате 360° в Беларуси. Здесь же прошел онлайн-мастер-класс известного режиссера Дмитрия Астрахана, посвященный взаимодействию режиссера и актера.

Отдельным событием Cinema Weekend стал финальный этап отбора пятого члена жюри фестиваля velcom Smartfilm. Первые два представляли собой ответы на вопросы кинотеста и написание рецензии на один из пяти предложенных организаторами фильмов. Авторы десяти лучших рецензий были приглашены на Cinema Weekend для очного собеседования с будущими коллегами. Имя того, кто в итоге займет вакантное место в жюри velcom Smartfilm, станет известно 12 декабря.


В программе Cinema Weekend найти себе занятие по интересам могли не только желающие научиться чему-то новому или посмотреть отличное кино в компании профессионалов. Киноэрудиты, разбившись на команды, состязались в глубине кинематографических познаний и широте кругозора, отвечая на вопросы киноквиза, подготовленного командой организаторов. Угадать фильм по фрагменту музыкальной темы, кадру, постеру, цитате, набрать наибольшее количество баллов и выиграть призы от организаторов – таковы были условия игр, которые проходили в течение всего дня. Победители получали призы от организаторов. А все, к кому удача в этот день оказалась не столь благосклонна, смогли просто приятно провести время в компании друзей и освежить знания об известных и не очень фильмах.


Cinema Weekend – яркий, увлекательный и насыщенный событиями – прошел в самый разгар приема работ на фестиваль velcom Smartfilm, который продлится до 25 декабря. В этом году фестиваль впервые стал международным, и свои мобильные фильмы, наряду с белорусами, уже прислали десятки авторов из ближнего и дальнего зарубежья. Так что борьба за призовые места обещает быть интересной и увлекательной.

Другие новости →
5 января 2017 Сформирован шорт-лист фестиваля

Определились главные претенденты на победу в Международном фестивале мобильного кино velcom Smartfilm. Члены жюри сформировали шорт-лист из 12 работ, 4 из которых сняты белорусскими авторами.

28 декабря 2016 От Японии до Норвегии: на фестиваль velcom Smartfilm подано 273 работы из 48 стран

26 декабря завершился прием заявок на участие в конкурсе шестого международного фестиваля мобильного кино velcom Smartfilm. За Гран-при будут соревноваться 273 работы из 48 стран – в том числе США, Индии, Испании, Франции, Норвегии, Китая, Японии, Египта.

22 декабря 2016 Обзор кинофестивалей мобильного кино

Вы чувствуете, что сняли киношедевр, и теперь озадачены тем, как донести его людям? Зачастую это не менее важное и хлопотное занятие, чем создание самого фильма.