02 12 / 2016

Второй мастер-класс velcom Smartfilm: «Продюсирование – человечный бизнес»

Кинофестивали – масштабная площадка для демонстрации режиссерами-дебютантами своего таланта. Чтобы они могли во всеуслышание заявить о себе, существуют сотни и даже тысячи фестивалей по всему миру. Но как выбрать наиболее подходящие, чтобы попасть в цель и получить максимальную отдачу? Программный директор Northern Lights Nordic Film Festival in Belarus, продюсер и основатель Volia Films Ольга Чайковская, редактор проектов «Стармедиа», «Артлайн», «Леан-М», специалист по фестивальной стратегии, куратор проекта FilmFest Club Людмила Жигалова и аккаунт-менеджер Креативного агентства «Молоко», координатор проекта FilmFest Club Анна Чижова поделились своим опытом с участниками мастер-класса.


Прежде всего, новичкам рекомендуют «брать количеством» – отсылать заявки как минимум на 40 фестивалей сразу. Следует помнить, что при этом работа должна быть свежей: не опубликованной в интернете и «возрастом» не более полутора лет.

Существуют как платные фестивали (те, где режиссеру необходимо заплатить взнос при отправке заявки), так и бесплатные. Как правило, фестивали ограничиваются определенной тематикой. Отсылать свои работы стоит только в том случае, если они соответствуют фестивальной концепции. И, конечно, нужно помнить о хронометраже, ограничения по которому также обычно устанавливаются в регламенте.


Спикеры посоветовали режиссерам обязательно включать в смету создание субтитров для фильма, ведь большинство фестивалей проходят за рубежом и принимают работы исключительно с английскими субтитрами.

Российский продюсер хоррор-фильмов «Маршрут построен» и «Дизлайк» Иван Капитонов приехал в Минск в том числе для того, чтобы отыскать оригинальные идеи для своего жанра, и призвал молодых режиссеров присылать ему свои работы. По словам продюсера, он ищет в фильмах интересную фактуру и сочетание характеров и называет это «искрой».


Именитый продюсер советует всем быстро переходить от разговоров в стадию «я делаю кино». «Удобно сидеть на берегу, смотреть на плывущих и комментировать, кто каким стилем плывет и какие ошибки совершает, а вот когда тебя самого бросают в воду – это совсем другое дело», заметил Иван Капитонов.

Для того, чтобы заявить о себе как о режиссере, отлично подойдут «короткометражки» – и мобильное кино в том числе. «Короткометражный фильм – это ваш рекламный ролик, элемент вашего промо, селф-пиара. Это некий плацдарм. На основании вашей короткометражки можно узнать, какой вы режиссер, и сделать вывод по дальнейшей работе с вами», – уверен Иван Капитонов.


Итак, решение о съемках первого фильма принято. Но где взять для него небанальную идею? Капитонов советует каждую неделю генерировать по сотне идей. Настанет момент, и ваш мозг начнет выдавать действительно стоящие вещи. Не стоит держать в тайне добротные идеи – наоборот, расскажите о них окружающим, посмотрите на их реакцию и доработайте.

Придумать идею первого короткометражного фильма, самому снять и самому продюсировать? Иван Капитонов уверен, что режиссер, сценарист и продюсер – разные ипостаси одной профессии. Так, например, львиную долю труда продюсера составляет работа с текстом.

Талант продюсера заключается в том, чтобы, будучи ограниченным в средствах, найти те решения, которые приведут людей в кинотеатры. Капитонов считает, что желание зарабатывать для любого кинематографиста должно быть естественным.

По мнению именитого гостя, сценарист – это тот же режиссер, но без организационных способностей. «Вообще, кино – это вид деятельности, напрямую связанный с вашими личностными качествами, – считает Иван Капитонов. – Взять хотя бы безбюджетное кино. Как убедить актеров играть за «спасибо»? Своей энергией! Все великие кинематографисты – сильные личности и лидеры, которые заряжают всех вокруг своим талантом».


Иван Капитонов уверен, что непростая профессия продюсера предполагает, что ее представитель должен быть личностью не менее содержательной, чем те, кто его окружает, – сценаристы, режиссеры, актеры. Обсуждая текст, продюсер должен разбираться в психологии, понимать, как развивается личность (или, наоборот, деградирует), как ведут себя люди в той или иной ситуации. И черпать эти знания можно из мировой литературы и кинематографа. «Сталкиваясь с людьми, которые красиво пишут и говорят, вам самим необходимо так же хорошо говорить и писать», – резюмировал российский кинематографист.

Продюсер дал несколько советов для начинающих режиссеров по продвижению своих работ. Кроме вышеупомянутого участия в фестивалях, полезно пойти поработать в кинопроектах, пусть и на низовых позициях, – чтобы погрузиться в среду, познакомиться с режиссерами, сценаристами, операторами: «Нужно обрастать такими связям, знакомиться с видными людьми мира кино. Ведь этот бизнес – очень человечный».


Иван Капитонов отметил, что единого рецепта успеха в профессии не существует, единственного верного алгоритма продюсирования и продвижения нет. «Можно, сказать, что я иду немного впереди вас со свечой и могу лишь повернуться, чтобы подсветить вам путь, и подсказать, где я споткнулся. А впереди меня идут еще много людей, которые освещают этот путь уже мне».

Иван Капитонов пожелал удачи участникам мастер-класса velcom Smartfilm и отметил, что «кино – это безумие, но такое приятное».

Другие новости →
5 января 2017 Сформирован шорт-лист фестиваля

Определились главные претенденты на победу в Международном фестивале мобильного кино velcom Smartfilm. Члены жюри сформировали шорт-лист из 12 работ, 4 из которых сняты белорусскими авторами.

28 декабря 2016 От Японии до Норвегии: на фестиваль velcom Smartfilm подано 273 работы из 48 стран

26 декабря завершился прием заявок на участие в конкурсе шестого международного фестиваля мобильного кино velcom Smartfilm. За Гран-при будут соревноваться 273 работы из 48 стран – в том числе США, Индии, Испании, Франции, Норвегии, Китая, Японии, Египта.

22 декабря 2016 Обзор кинофестивалей мобильного кино

Вы чувствуете, что сняли киношедевр, и теперь озадачены тем, как донести его людям? Зачастую это не менее важное и хлопотное занятие, чем создание самого фильма.