16 02 / 2018

«Длинная история коротко»: Интервью призера velcom Smartfilm из Румынии

Первое место конкурса 7 фестиваля мобильного кино velcom Smartfilm занял фильм «Длинная история коротко» режиссера Андрея Оланеску из Румынии. Автор фильма не успел приехать на церемонию награждения, но на днях заглянул в Минск. AFISHA.TUT.BY не упустила возможность поговорить с режиссером о том, каково это — снимать эротическое кино про улиток. А также предложила автору разобрать свой же фильм детально.

— Хочу отметить, что ваш фильм выделялся среди других своей живописностью и даже поэтичностью. Но почему улитки? Как вы выбирали «исполнителей» главных ролей?

— Наверное, начать стоит с того, что этот фильм — моя учебная работа. Я учусь на втором курсе в Национальном университете театра и кино И. Л. Караджале в Бухаресте, и этот фильм снимался для курса по озвучиванию. Задачей было передать то, что чувствует существо, когда оно влюблено. Обычная история в духе «мальчик+девочка» меня не устраивала. И тогда я подумал о Кафке и его истории про жука, вспомнил французский фильм «Микрокосмос» — и родилась идея фильма об улитках.



— Вы могли бы выбрать, например, кошек, собак, лошадей, детей…

— Да, но с улитками все намного проще! Им не нужно много места, они послушные и исполнительные. Каждый кадр я снял в моей собственной комнате. И в этом плане легче контролировать свет и «актеров».

Кстати, первоначально я не собирался снимать любовную историю. Я хотел создать сцену, в которой улитка смотрит на себя в зеркало — вот и все. Но вышло иначе.

Где вы нашли улиток?

— В саду. Погода была дождливая, так что это не составило труда.

В вашем фильме присутствует весь цикл романтических отношений, начиная с первой встречи и зарождения влюбленности и заканчивая бурной страстью…

— Я хочу вас немного поправить: любовь появляется не сразу. Начало фильма вполне документально и даже буднично: просто улитка в парке или где-то в подобном месте. И любовная сцена как ключевой момент фильма выделяется на этом прозаичном фоне: в ней появляются яркие цвета (в частности, оранжевый) и формы. Уже не так очевидно, где происходит действие и происходит ли это на самом деле, — и в этом, по-моему, заключается сама идея любви. Идея любви, пропущенная и показанная через сознание улитки. А еще это фильм об одиночестве — как можно увидеть в последнем кадре. Сначала — много яркого света, а потом — последний кадр, и улитка медленно-медленно уползает из него… Волшебство закончилось.


Где проводилась съемка?

— Как я уже говорил, все было снято в моей комнате, прямо на столе. Его деревянную поверхность даже можно заметить в кадре, если очень постараться, и это, конечно, «ляп», но вы же не заметили, правда? Значит, все в порядке. Такая мизансцена позволила сосредоточить все внимание зрителя на «актерах». Немного травы, зеркало, свет от другого телефона, необычные ракурсы — из этого удалось сложить всю магию фильма. Думаю, большую роль в ее создании сыграла и постобработка.

Как сложилась дальнейшая судьба участников ваших съемок?

— Я их отпустил обратно в сад. Одной, правда, повезло меньше других… я имею в виду, всего улиток было три. Вариантов финала тоже было несколько, и один из них трагический.

Какое оборудование для съемок вы использовали?

— Фильм снимался на iPhone 7 Plus. Свет, как я уже говорил, от другого смартфона, а для создания необычных углов падения света я применял дополнительные линзы. А еще из окна моей комнаты виден закат, и благодаря этому обстоятельству удалось создать в кадре немного магии. Правда, пришлось вооружаться терпением и выжидать нужное время, чтобы добиться желаемого эффекта.

Отснятого материала было очень много, значительная часть осталась неиспользованной. Кроме того, я сильно изменил фильм в процессе постобработки. Ну и, конечно же, музыка — она очень сильно влияет на восприятие происходящего, поэтому я постарался выбрать идеальную.

Когда вы говорите об этом, то звучит очень просто, но на самом деле все намного сложнее, не так ли?

— Всегда легче посмотреть фильм, чем его снимать. С другой стороны, с улитками работать намного легче, чем с актерами: им не нужны перерывы, еда, вода… Звук в фильме — еще одна сложная задача. Я имею в виду звуки, издаваемые улитками. Я не записывал их напрямую, а воспроизводил сам.


Неужели?!

— Да, я использовал специальный диктофон и пытался синхронизировать движения улитки со звуками, которые воспроизводил ртом.

Что касается музыкального трека, что-то подходящее я нашел только в ночь перед экзаменом. А потом создал свою собственную музыку. Правда, ко времени фестиваля она еще не была готова, так что там звучит первоначальная версия. Но в целом вышло неплохо.

Почему вы использовали камеру смартфона, а не профессиональную камеру?

— В первую очередь это был эксперимент. Я хотел создать киноязык с необычным «инструментарием»: улитки, камера и свет телефона… Думаю, все получилось.

Это был первый ваш опыт использования телефона для съемки фильма?

— Да. До этого видеокамерой в телефоне я пользовался исключительно для развлечения, записей видео из поездок и т.д.

Какую профессиональную камеру вы используете обычно?

— У меня есть Nikon, мои коллеги пользуются Canon. На большие камеры вроде Alexa я не снимал никогда.

Другие новости →
1 февраля 2018 Седьмой фестиваль velcom Smartfilm назвал победителей и призеров

31 января состоялась церемония закрытия 7-го фестиваля мобильного кино velcom Smartfilm. Гран-При фестиваля удостоена картина «Интерьеры и экстерьеры» (США). Награду народного жюри и специальный приз от velcom получил фильм «Ягор» (Беларусь).

30 января 2018 В шаге от финала: жюри velcom Smartfilm огласило шорт-лист фестиваля

Члены жюри седьмого фестиваля мобильного кино velcom Smartfilm выбрали шорт-лист из 10 фильмов, претендующих на победу. Лучших из лучших объявят на закрытии фестиваля 31 января.

24 января 2018 Мобильное кино на большом экране: 23 января состоялся показ для народного жюри velcom Smartfilm

23 января в velcom cinema состоялся показ для народного жюри. На большом экране в зале VOKA демонстрировались 10 работ, попавших в шорт-лист народного голосования. Среди них народное жюри выбирало лучшие – в основной номинации и в специальной номинации «Неформат».