11 12 / 2017

На «Киноночи» от velcom Smartfilm показали лучший европейский фильм года

В «Киноночь» с 8 на 9 декабря минчане смотрели фильмы-победители международных фестивалей и обсуждали увиденное с экспертами. В рамках velcom Smartfilm такой формат – ночные показы с обсуждением – был реализован впервые. В кинотеатре velcom cinema были показаны фильмы «Квадрат» Рубена Эстлунда и «По ту сторону надежды» Аки Каурисмяки. Уже 9 декабря «Квадрат» стал триумфатором церемонии вручения призов Европейской киноакадемии и был удостоен 6 наград.

В обсуждении фильмов приняли участие члены жюри фестиваля Игорь Сукманов, Антон Сидоренко, Митрий Семенов-Алейников, Леонид Калитеня, а также эксперт народного жюри Тарас Тарналицкий. В роли модераторов выступили молодые белорусские кинорежиссеры Влада Сенькова и Никита Лаврецкий.


Основное внимание зрителей «Киноночи» было приковано к фильму «Квадрат», который ранее получил Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля. В зале VOKA был аншлаг. В центре сюжета «Квадрата» – амбициозный руководитель арт-галереи Кристиан. Блестяще снятая, местами шокирующая картина раскрывает пороки современного общества, обращает внимание на проблемы не только Швеции, но и европейского социума в целом.

– Есть четкое определение того, что такое «квадрат», его раскрывают в фильме: это общественный договор, – комментирует Тарас Тарналицкий. – Допустим, вы переходите дорогу. Общество договорилось, и все знают, что есть переход «зебра», и по нему можно ходить, и машины остановятся. По такой же схеме работает «квадрат»: это сбор общественных установок, согласно которым все должны помогать друг другу, объединяться для решения проблем.


По иронии фильма все происходит наоборот. Эстлунд тем самым показывает, что в мире существует серьезное социальное расслоение, и каждый слой – сам за себя. Спикеры также обсудили нюансы фестивального кино. Оказалось, что для победы на кинофестивале мало иметь хорошую историю. Важно правильно выбрать форму, грамотно использовать технические средства и понимать контекст.

– Фильм достаточно смелый с точки зрения его эстетики и насмешки над постмодерном, политкорректностью, современным искусством, в нем множество интересных режиссерских ходов, – говорит продюсер Леонид Калитеня. – Эстлунд смело работает с контекстом, местами кажется, что переходит за грань – чего стоит замечательная сцена на вечеринке с художником-акционистом. С другой стороны, автор знал, куда идет, а продюсерский состав знал, на что работает. Чуть-чуть передозируешь, пересолишь – в программу фестиваля не попадешь.


Второй фильм программы – фильм финского режиссёра Аки Каурисмяки «По ту сторону надежды» – будто был призван сыграть на контрасте с «Квадратом». В этом году эта картина получила Серебряного медведя Берлинале за лучшую режиссуру, однако, по признанию посетившего фестиваль Игоря Сукманова, в кулуарах главный приз отдавали именно «По ту сторону надежды».

Фильм рассказывает две истории – сирийского беженца Халеда и немолодого финна Вильстрема; в результате драматических событий в жизни они встречаются, чтобы помочь друг другу.


– Каурисмяки волнует не только тема беженцев, его волнует тема гуманизма в принципе, – отмечает Игорь Сукманов. – Каждый день по ТВ мы видим страшные шокирующие события, которые перестаем воспринимать эмоционально. Каурисмяки пытается вернуть нам естественную человечность. Миссия человека – уметь сострадать, «По ту сторону надежды» – это история о солидарности.

Кинокритик Антон Сидоренко обратил внимание на особенности стиля Каурисмяки.

– В работах Каурисмяки интересна игра со временем. С одной стороны, мы видим бомбардировки Алеппо, – это наше время, наши дни, – а с другой – замечаем приметы 50-х: интерьеры, автомобили. Все эти детали переходят у него из фильма в фильм.


Своим взглядом на режиссуру поделился Митрий Семенов-Алейников, в прошлом – участник velcom Smartfilm:

– Для меня это режиссер, у которого нужно учиться. Понятно, что это авторское кино, у него свой стиль, почерк, но то, что он закладывает в самих персонажей, то, что у каждого есть за плечами своя история, – это результат большой сложной работы. За этим нужно смотреть, анализировать. Характерность персонажей выражается и в костюмах, и в цвете одежды, и в реквизите. Один раз увидел – и ты сразу влюбляешься в образ и в персонажа, к которому привязан этот образ. Я смотрел фильм первый раз и старался наблюдать за этими деталями. В фильме нет ничего лишнего. Молодые режиссеры, я в том числе, – мы очень часто отвлекаемся на детали, которые уводят зрителя от сути. Каурисмяки – тот режиссер, у которого все на своих местах.


Нововведения в формате показов, создание народного жюри – новые шаги velcom Smartfilm в работе с авторами и аудиторией. Фестиваль – это мощный акселератор идей и техник, отметил Игорь Сукманов:

– Я уже несколько лет слежу за velcom Smartfilm, он действительно многое дал не только в постижении искусства кино, но и в постижении нашей реальности. В первую очередь фестиваль адресован тем, кто хорошо владеет новейшими технологиями. Важно, что эти работы помещены в международный контекст, то есть фестиваль – это лакмусовая бумажка, потому что в обойму картин попадает разное: и развлекательное, и авторское. Во всем этом море мини-скетчей есть своя пена, а есть и свои гребни и волны. Этим фестиваль и интересен.


Международный фестиваль мобильного кино velcom Smartfilm – это площадка для воплощения новых идей и нестандартных решений в короткометражном кино. В этом году фестиваль проходит в седьмой раз. Прием работ для участия в конкурсной программе velcom Smartfilm продлится до 31 декабря. Следить за всеми событиями можно на сайте фестиваля smartfilm.by.

Другие новости →
15 января 2018 «Ягор» или «Биткоин-миллионер»? Определен шорт-лист народного жюри velcom Smartfilm

Определен шорт-лист народного голосования международного фестиваля мобильного кино velcom Smartfilm. 23 января в кинотеатре velcom cinema состоится показ шорт-листа для народного жюри velcom Smartfilm, на котором будет определена лучшая работа, а также победитель в специальной номинации «Неформат».

5 января 2018 Прием работ завершен, народное голосование стартовало!

Завершился прием работ на седьмой международный фестиваль velcom Smartfilm. На победу претендуют 311 мобильных фильмов из более 50 стран. Это новый рекорд фестиваля! Жюри начало свою работу, а на сайте стартовало народное голосование, которое продлится по 14 января.

28 декабря 2017 velcom Smartfilm подвел итоги года флешмобом #5кинооткрытий

Чем запомнился 2017 год любителям и знатокам кино? Выяснить это фестиваль velcom Smartfilm решил посредством флешмоба в соцсетях. Его участникам предлагается написать пост о пяти главных впечатлениях из мира кино за год.